Поэзия - это сам автор и его время. А наше время прошло через резкие переломы, и это был путь великих утрат и потерь.
Только поэт великой силы, глубокой сущности и воли мг выдержать такое и противостоять всему силой своего человечного правдивого искусства.
Анна Ахматова еще в юные годы восхитившая мир своими первыми строками неподдельной, нежной и тонкой лирики, была и твердой, и непреклонной, прямой и величавой в эту грозную переломную эпоху. И на ее долю выпала тяжелейшая из судеб.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Горести и беды рано подступили к Анне Ахматовой. Гибель близких друзей, дежурство у стен тюрьмы и многолетняя тревога за сына...
В стихах Анны Ахматовой запечатлелись черты времени со всей его чудовищной жестокостью. Еще никто не сказал о нем правды с такой горькой беспощадностью:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
Беззащитная и прямая, в нечеловеческих условиях, перед узаконенными преступлениями, она не только оплакала эти черные дни, но взяла над ними верх.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Прошла Великая Отечественная, прошли беды над землей - и на Ахматову, создавшую удивительные строки гражданской лирики о блокаде, простые, трогающие сердце, обрушилась бессмысленная жестокость постановления 1946 года... А уже были созданы "Мужество", "А вы, мои друзья последнего призыва..."
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится.
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Сколько же силы и стойкости было в Ахматовой, чтобы пройти через все ровно, сдержанно, сумев сохранить высоту духа и достоинство поэта.
"я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнь моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных", - писала Ахматова в 1965 году.
Сама она оказалась более связанной с жизнью своего народа, чем те, кто стоял в самом центре литературной жизни. Многие из них, даже очень талантливые, увы, опорочили свое имя данью властителям. Вопреки массовому, повальному подобострастию перо Ахматовой не вывело ни единой строки фальши.
Ей посвящали свои стихи Блок, Гумилев, Мандельштам, Цветаева, Хлебников, Пастернак, Бродский, ее рисовали Модильяни, Альтман, Анненков, Петров-Водкин, Тырса, Сарьян.. О ней написали воспоминания Лидия Чуковская, Маргарита Алигер, Лидия Гинзбург, Виталий Виленкин, Сергей Шервинский, Анатолий Найман...
"Поразительно не то, что она умерла после всех этих испытаний, а то, что она упрямо жила среди нас, величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная", - это слова Чуковского, потрясенного смертью Ахматовой.
И никогда Ахматова не ответила горечью своей стране и народу. Напротив, ее высокая суть диктовала ей еще большую, горшую любовь и веру. Глубоко сознавая силу искусства, Ахматова избрала путь высокой классики и создала неповторимый поэтический мир, так обогативший русскую и мировую литературу. Над своей самой глубокой и значительной "Поэмой без героя" Ахматова работала 22 года, и, наверно, понадобятся многие годы, чтобы разгадать эту поэму со всей глубиной ее символов.
Когда Италия наградила ее высокой литературной премией, а Англия избрала ее в свою Академию, то это была дань прекрасной поэзии Ахматовой и, конечно же, этой удивительно достойной, честной жизни.
Неколебимая вера Ахматовой в силу слова, единственность слова воздалась ей сторицей.
[COLOR=darkblue] [SIZE=+1]Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово,
Всего прочнее на земле - печаль
И долговечней - царственное слово.[/SIZE][/COLOR]