ртуть
, 53 года27 сентября 2019 21:39
Г'илель (3648-3768 г. /112 г. до н.э. - 8 г. н.э./) - один из величайших мудрецов всех поколений. Был главой Санхедрина в течение 40 лет с 3728 г. (32 г. до н.э.) и до последних дней своей жизни.
Г'илель родился в Бавеле (Вавилине) и там прожил первые сорок лет. Несмотря на происхождение из рода царя Давида, он был крайне беден и зарабатывал на жизнь тяжелым ремеслом дровосека. В 3688 г. (73 г. до н.э.) Г'илель отправился в Землю Израиля, чтобы изучать Тору с величайшими мудрецами. Он принял устную традицию от Шемаи и Автальона (Авот 1:12).
Даже встав во главе мудрецов Израиля, Г'илель оставался доступным и скромным. Талмуд говорит: "Каждый человек должен быть смиренным, подобно Г'илелю" (Шабат 30б).
О его выдержке и скромности Талмуд рассказывает такую историю. Один нечестивец заключил пари на очень крупную сумму - он ручался, что сумеет вывести Г'илеля из себя. Этот человек явился к дому мудреца перед самым наступлением шабата, когда Г'илель мылся, и стал кричать: "Где здесь Г'илель?" (хотя всем было известно, где живет глава поколения). Закутавшись в полотенце, Г'илель вышел к нему. Тогда гость задал ему вздорный вопрос и, получив ответ, ушел, но спустя несколько минут вернулся с новым, таким же пустым вопросом. Так продолжалось несколько раз, и на каждый вопрос Г'илель отвечал ему с удивительной доброжелательностью и серьезностью, повторяя: "Сынок, ты задал очень важный вопрос! Не стесняйся, задавай все вопросы, которые у тебя накопились". Наконец, нечестивец не сдержался и обрушился на Г'илеля с упреками в том, что из-за него он потерял столько денег. Г'илель не обиделся и сказал: "Стоит потерять сотни золотых монет ради того, чтобы, в конце концов, научиться владеть собой" (там же 30б-31а).
Свое кредо Г'илель выразил в изречении, приведенном в трактате Авот (1:12): "Будь в числе учеников Аарона, любящим мир и стремящимся к миру, любящим людей и приближающим их к Торе". А сущность Торы Г'илель понимал так: любить другого, как самого себя. Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу - "пока он стоит на одной ноге", Г'илель ответил: "То, что ненавистно тебе, не делай другому - в этом вся Тора. Остальное - комментарии. Иди и учись" (Шабат 31а). И еще Г'илель говорил: "Не суди другого, пока не окажешься на его месте" (Авот 2:5). Высоко подняв авторитет мудрецов, Г'илель призывал весь народ к постоянному и углубленному изучению законов Торы. Он говорил, что "невежда не боится греха и необразованный человек не может быть праведным" (Авот 2:6) - ведь невежда не знает во всех подробностях, что именно заповедано, а что запрещено Торой.
Талмуд свидетельствует: "Когда Тора стала забываться в народе, пришел из Вавилона Г'илель и вознес ее изучение на прежнюю высоту" (Сукка 20а). Он стремился к ясности и простоте в обучении, призывая наставников: "Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что в конце концов ученики разберутся" (Авот 2:5).
Г'илель прожил очень долгую жизнь - 120 лет, подобно нашему учителю Моше (Сифри, Дварим 357). Он вырастил целое поколение великих мудрецов, принявших устную традицию от него. Талмуд утверждает: "Тридцать из них были достойны того, чтобы на них пребывала Шехина, как на нашем учителе Моше; и еще тридцать из них были достойны того, чтобы для них было остановлено Солнце, как для Йег'ошуа бин Нуна" (Сукка 28а).
Ученики также унаследовали высочайшие нравственные критерии своих наставников. В трактате Эрувин (13б) сказано, что "ученикам Г'илеля была свойственна деликатность, они не реагировали на обиды и предпосылали своему мнению мнение оппонентов - учеников Шамая".
Г'илель (3648-3768 г. /112 г. до н.э. - 8 г. н.э./) - один из величайших мудрецов всех поколений. Был главой Санхедрина в течение 40 лет с 3728 г. (32 г. до н.э.) и до последних дней своей жизни.
Г'илель родился в Бавеле (Вавилине) и там прожил первые сорок лет. Несмотря на происхождение из рода царя Давида, он был крайне беден и зарабатывал на жизнь тяжелым ремеслом дровосека. В 3688 г. (73 г. до н.э.) Г'илель отправился в Землю Израиля, чтобы изучать Тору с величайшими мудрецами. Он принял устную традицию от Шемаи и Автальона (Авот 1:12).
Даже встав во главе мудрецов Израиля, Г'илель оставался доступным и скромным. Талмуд говорит: "Каждый человек должен быть смиренным, подобно Г'илелю" (Шабат 30б).
О его выдержке и скромности Талмуд рассказывает такую историю. Один нечестивец заключил пари на очень крупную сумму - он ручался, что сумеет вывести Г'илеля из себя. Этот человек явился к дому мудреца перед самым наступлением шабата, когда Г'илель мылся, и стал кричать: "Где здесь Г'илель?" (хотя всем было известно, где живет глава поколения). Закутавшись в полотенце, Г'илель вышел к нему. Тогда гость задал ему вздорный вопрос и, получив ответ, ушел, но спустя несколько минут вернулся с новым, таким же пустым вопросом. Так продолжалось несколько раз, и на каждый вопрос Г'илель отвечал ему с удивительной доброжелательностью и серьезностью, повторяя: "Сынок, ты задал очень важный вопрос! Не стесняйся, задавай все вопросы, которые у тебя накопились". Наконец, нечестивец не сдержался и обрушился на Г'илеля с упреками в том, что из-за него он потерял столько денег. Г'илель не обиделся и сказал: "Стоит потерять сотни золотых монет ради того, чтобы, в конце концов, научиться владеть собой" (там же 30б-31а).
Свое кредо Г'илель выразил в изречении, приведенном в трактате Авот (1:12): "Будь в числе учеников Аарона, любящим мир и стремящимся к миру, любящим людей и приближающим их к Торе". А сущность Торы Г'илель понимал так: любить другого, как самого себя. Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу - "пока он стоит на одной ноге", Г'илель ответил: "То, что ненавистно тебе, не делай другому - в этом вся Тора. Остальное - комментарии. Иди и учись" (Шабат 31а). И еще Г'илель говорил: "Не суди другого, пока не окажешься на его месте" (Авот 2:5). Высоко подняв авторитет мудрецов, Г'илель призывал весь народ к постоянному и углубленному изучению законов Торы. Он говорил, что "невежда не боится греха и необразованный человек не может быть праведным" (Авот 2:6) - ведь невежда не знает во всех подробностях, что именно заповедано, а что запрещено Торой.
Талмуд свидетельствует: "Когда Тора стала забываться в народе, пришел из Вавилона Г'илель и вознес ее изучение на прежнюю высоту" (Сукка 20а). Он стремился к ясности и простоте в обучении, призывая наставников: "Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что в конце концов ученики разберутся" (Авот 2:5).
Г'илель прожил очень долгую жизнь - 120 лет, подобно нашему учителю Моше (Сифри, Дварим 357). Он вырастил целое поколение великих мудрецов, принявших устную традицию от него. Талмуд утверждает: "Тридцать из них были достойны того, чтобы на них пребывала Шехина, как на нашем учителе Моше; и еще тридцать из них были достойны того, чтобы для них было остановлено Солнце, как для Йег'ошуа бин Нуна" (Сукка 28а).
Ученики также унаследовали высочайшие нравственные критерии своих наставников. В трактате Эрувин (13б) сказано, что "ученикам Г'илеля была свойственна деликатность, они не реагировали на обиды и предпосылали своему мнению мнение оппонентов - учеников Шамая".