Ольга Тургенева
Кандидат философских наук
преподаватель кафедры философии НТУУ «КПИ
На одном из уроков (я веду спецкурс по социальной философии в школе № 179) выяснилось, что ученики не понимают, как это так: законом предписывается одно, а в обществе принято совсем другое. Мы обсуждали судьбу Томаса Мора: Мор, занимая высокий государственный пост, отказывался брать взятки, несмотря на то, что практика взяточничества была широко распространена в современной Мору Англии.«Высокоморального» Мора считали чудаком, но позднее, когда Генрих VIII заключил Мора в тюрьму по личным соображениям, именно взяточничество пытались приписать Мору в качестве «официальной» причины тюремного заключения.
— То есть, взятки были запрещены законом?
— Да.
— Почему же тогда все брали их и давали?
— А если все брали и давали их, почему Мора попытались обвинить в том, что считалось в обществе нормальным?
Эти вопросы, казалось бы, наивные, — повод для оптимизма. Это значит, что современные дети считают непонятным, удивительным, ненормальным такой привычный нам, взрослым, разрыв между официальным законом и неписаными общественными нормами. Худшее, что может в такой ситуации сделать взрослый, — это рассказать «наивному» подростку о том, что в нашем обществе «принято», о том, как эффективно приспособиться к жизни, как стать успешным и циничным, чтобы получать от жизни минимум ударов и максимум благ. Мы живем в уникальное время: нам следует учить детей не сохранению социальных правил, а их разрушению, не приспособлению, а противостоянию, не принятию мнения большинства (особенно— старшего большинства) в качестве априори правильного, а нонконформизму. Нам надо уделять внимание не успешной социализации детей, а их самоактуализации — выстраиванию личного ценностно-смыслового универсума. Мы должны понимать, что система ценностей современного общества прогнила настолько, настолько она далека от того, что принято считать ценностями общечеловеческими, что бессовестно с нашей стороны навязывать ее детям. Мы живем в условиях социальной аномии — явления, закономерно возникающего во всех обществах, переживших кардинальную трансформацию.
В России эта трансформация происходила дважды в течение XX века — сначала из традиционного общества в советское, а затем — совсем недавно по историческим меркам — из советского в постсоветское. Характерными чертами аномии является разрыв между писаными и неписаными нормами, между социально одобряемыми целями и законными средствами их достижения. Например, достичь того, что в понимании «среднестатистического россиянина» является финансовым успехом, и не преступить при этом закон — в современной России практически невозможно. К сожалению, во фразе «если вам уже за тридцать, вы живете в России и абсолютно ничего не добились в этой жизни, значит, вы —честный и порядочный человек» доля шутки гораздо меньше, чем этим самым честным и порядочным людям хотелось бы.
[COLOR=brown]продолжение в комментариях->>[/COLOR]